Нервная орторексия: как заподозрить у клиента расстройство пищевого поведения?

Нервная орторексия: как заподозрить у клиента расстройство пищевого поведения?

  • Размышляете ли вы более трёх часов в день о том, как следует правильно питаться?
  • Планируете ли вы ваше меню на несколько дней вперед?
  • Является ли для вас состав пищи более важным, чем её вкус?
  • Верно ли то, что по мере того, как ваше питание становится более здоровым, в целом ваша жизнь становится беднее?
  • Верно ли, что в последнее время вы стали более требовательны по отношению к себе?
  • Верно ли, что ваше самоуважение возрастает, если вы питаетесь правильно?
  • Отказались ли вы от каких-либо любимых пищевых продуктов потому, что вы не считаете их полезными для здоровья?
  • Верно ли то, что ваша диета не позволяет вам питаться в ресторанах, а также мешает вашему общению с родными и друзьями?
  • Ощущаете ли вы чувство вины, если вы нарушили вашу диету?
  • Если вы питаетесь правильно, возникает ли у вас чувство спокойствия и ощущение, что вы полностью контролируете вашу жизнь?
  • Ощущаете ли вы чувство превосходства по отношению к людям, которые питаются неправильно?
·
Это опросник Стивена Брэтмена, созданный для диагностики нервной орторексии ещё в 1997 году. Скачать опросник можно здесь
·
Нервная орторексия — это медицинский диагноз, означающий расстройство приёма пищи, характеризующееся навязчивым стремлением к «здоровому и правильному питанию», что приводит к значительным ограничениям в выборе продуктов питания.
·
Если у тренера возникают подозрения, что клиент слишком серьёзно относится к рекомендациям по питанию, это повод задать некоторые или даже все эти вопросы во время очередной тренировки или серии тренировок.
·
Результаты опроса:
Четыре и более ответов «да» позволяют врачам диагностировать орторексию.
Два или три ответа «да» — говорят о высоком риске нервной орторексии либо указывают на  лёгкую форму.
В любом случае необходима консультация специалиста по расстройствам пищевого поведения.
·
Возможно, кому-то это тестирование покажется слишком категоричным, но по моему опыту, именно тренеры зачастую становятся источником дополнительной тревоги о правильном питании для своих клиентов.
·
Как и всегда, я не оспариваю, что тренеру необходимо ориентироваться в вопросах питания, но также важно помнить, что за каждой нормой КБЖУ скрывается живой человек со своими особенностями поведения и причинами питаться именно так. Принцип «не навреди» в нашей работе должен оставаться в приоритете.
·
·

Правила применения этого опросника (как и любого другого теста):

·

  1. Решая провести тест/опрос, мы всегда должны предполагать какой-то результат. То есть мы никогда не задаём вопросы обо всём на свете и не проводим все ортопедические, неврологические, психологические тестирования подряд и наугад. Это основа клинического мышления, которое можно успешно переложить в тренерскую практику. Есть гипотеза? Проверь её тестом/опросом.
·
Тест положительный — мы молодцы, наше предположение уже в какой-то мере может стать теорией.
·
Тест отрицательный — придётся формулировать другую гипотезу. Или нет…?
·
Не забудьте, что,
·
  • во-первых, мы можем ошибиться при проведении теста/опроса и тем самым скомпрометировать результаты.
  • во-вторых, когда речь идёт просто об опросе, доктор Хаус предупреждает: все врут. Наши клиенты — не исключение, все хотят казаться лучше, чем они есть. Поэтому большинство опросов сформулированы так, чтобы правда всё-таки всплыла. И поэтому не всегда нужно проводить опросы на первых же встречах. Иногда клиенту требуется время, чтобы стать с тренером достаточно откровенным. В том числе, от нашей манеры, от нашей требовательности и категоричности в общении зависит, сможет ли подопечный доверить нам свои страхи и сомнения.

·

  1. Раз гипотеза подтвердилась, необходимо сформулировать проблему клиента и оценить свои возможности: насколько мы действительно можем быть полезны в её решении. И насколько сильно потенциально можем навредить.

·

Для этого нужно:
а) разобраться в «системе флагов». Её разработали клиницисты, чтобы знать, при каких условиях срочно и обязательно необходимо перенаправить пациента к врачу другой специальности (для самых сложных медицинских случаев — это красные флаги, для психо-социальных моментов — желтые, синие и чёрные). Часть этой системы можно также успешно применять в тренерском деле, если мы хотим быть частью профессионального сообщества и работать в стиле «не навреди».
б) знать границы своих компетенций. Об этом уже много раз говорила и повторяю почти на каждом своём семинаре. Разбираться в медицинских и психологических проблемах тренеру можно и нужно, ставить диагнозы и лечить — нельзя. Диеты, анализы, лекарства и БАДы, психологическое консультирование — не по нашей части. Мы можем только заподозрить, иногда можем проверить свою гипотезу тестом/опросом, а потом должны дать врачам и другим профильным специалистам делать свою работу.
Посмотреть небольшое видео, в котором я рассказываю о границах компетенций тренера можно на нашем YouTube-канале.
·
  1. Сделать выводы и ответить для себя на вопросы:
  • какой специалист нужен клиенту? Если не знаете точно, иногда достаточно просто отправить подопечного к терапевту, а дальше он уже разберется с профильным врачом;
  • нужно ли мне принимать участие в решении проблемы клиента, будут ли мои тренировки положительно и значимо влиять на ситуацию?
  • достаточно ли у меня знаний, умений, навыков времени и других ресурсов, есть ли желание, мотивация заниматься дальше с этим клиентом?
  • безопасно ли продолжать тренировки с этим клиентом до получения заключения специалиста?
Пример, как применить эти принципы к случаю с нервной орторексией:
  • Я могу заподозрить у клиента расстройство пищевого поведения, поскольку в разговоре со мной он слишком зацикливается на правильности своего питания, выглядит измученным и угнетённым этим вопросом, в случае срыва с диеты просит «наказать» его более интенсивной тренировкой и тому подобное.
  • Я могу одномоментно или постепенно задавать ему все или часть вопросов из опросника Брэтмена, чтобы подтвердить свою гипотезу.
  • Я НЕ ИМЕЮ ПРАВА сообщать клиенту, что только что проводила медицинский опрос и по результатам этого опроса поставить подопечному ДИАГНОЗ: нервная орторексия.
  • Я могу в разговоре с клиентом отметить, что я обеспокоена его чрезмерным увлечением правильным питанием и рассказать (возможно, в виде истории) свой взгляд на систему оптимального питания.
  • Я могу изменить стиль общения с этим клиентом, чтобы не усугубить его тревогу в отношении питания.
  • Я могу рекомендовать открыто или рассказать историю, которая натолкнёт моего подопечного на мысль о поиске соответствующего специалиста. В данном случае диетолога или психотерапевта.
  • Я могу продолжать тренировки с этим клиентом, потому что веду себя соответствующим ситуации образом и уверена, что наши нагрузки и общение не могут навредить его здоровью.
  • Я могу порекомендовать клиенту конкретного профильного специалиста, если  руководствуюсь пользой для клиента, а не своей финансовой выгодой (процентом с продаж).
·

Ограничения в применении опросника Брэтмена: в каких случаях у человека скорее всего нет орторексии?

·
Традиционно минимум половина читающих про опросник в нашем Instagram прошли его сами. И минимум половина, разумеется, нашли у себя симптомы. История стара, как мир.
·
Как в анекдоте, где мужчина (в разных версиях студент меда или просто читатель Большой Медицинской Энциклопедии) находит у себя последовательно признаки всех заболеваний, кроме беременности, но и в отсутствии последнего состояния уже тоже сомневается.
·
Обратимся же ещё раз к формулировке:
4 и более ответов «да» позволяют ВРАЧУ ПОСТАВИТЬ ДИАГНОЗ «нервная орторексия». То есть ВРАЧУ дают право поставить пациенту такой диагноз. Не вам самим себе или своим клиентам.
·
Это первое. А второе — вернёмся к принципам клинического и тренерского мышления, о которых я рассказывала выше. Тест не нужно проходить всем подряд. Только тем, чьё поведение в течение некоторого времени, чьи разговоры о еде, повторяющиеся раз от раза на тренировке, вызвали у вас тревогу и подозрение, что в жизни человека не всё «ок».
·
То есть сначала возникает гипотеза о расстройстве пищевого поведения, которую потом можно попробовать для себя подтвердить с помощью опросника, чтобы потом отправить человека к врачу, чтобы врач поставил или не поставил диагноз.
·
Не стоит прыгать в конец этой цепочки и приписывать себе ложный диагноз.
·
Спешу вас разочаровать. Вряд ли у вас орторексия, если вы…
·
  • профессиональный спортсмен, особенно бодибилдер
·
Спортивные принципы питания сильно отличаются от того, что может позволить себе «обычный человек». Разумеется, здесь есть и точный подсчёт КБЖУ (калорий — белков — жиров — углеводов), и режим по часам. Всё ради достижения цели и результата.
·
Хорошо, если это питание построено на принципах доказательной медицины, и если за ним следит профессионал, который учитывает ваши индивидуальные особенности и текущие спортивные цели. Правильно, если питание спортсмена разнообразно и меняется в зависимости от цикла подготовки.
·
Если же вы спортсмен-любитель, не понимающий принципов диетологии, питаетесь по чужим протоколам без оглядки на своё самочувствие и тренировочный план, или едите с ограничениями потому, что зациклены на своей внешности, а в вашем рационе годами только курогруд и греча… Тогда, пожалуй, вас и правда пора спасать из лап монодиеты и нервной орторексии.
·
  • фуд- или фитнес-блогер
·
Если вы этим живёте, зарабатываете деньги, популяризируете этот стиль жизни. Скорее всего вы думаете о еде, потому что её надо будет сфотографировать и выложить в блог.
·
Еда для вас контент-план. И скорее всего она наоборот максимально разнообразна и вкусна. Это вероятнее относится к определённому виду гурманства.
·
Возможно, вы и несчастны во всём этом, но вы явно делаете это сознательно, а не потому что у вас повышенная тревожность о ранней старости или смерти от какого-то заболевания, связанного со вредной едой.
·
  • веган/соблюдаете кашрут или другую аскезу
·
Если вы встали на этот путь по убеждениям, которые не связаны с тревогой о своём здоровье или смерти от сахара, а потому что следуете определённой Традиции…
И если вы в этой Традиции счастливы, а ваше меню разнообразно и полноценно, ну и Б-г с вами, это не про орторексию;
·
  • находитесь на медицинской диете, протоколе питания с ограничениями, потому что это реально влияет на ваше здоровье
·
Вы можете не есть печенье на маргарине, не пить сладкую газировку, можете ссориться с мамой из-за того, что она жарит картошку с мясом и обижается на вас за то, что вы её не едите. А ваш жёлчный или поджелудочная просто не позволяют вам этого делать, ибо физически плохо становится после употребления такой пищи.
·
Если вы подходите достаточно осознанно к своему рациону и отказываетесь от каких-то продуктов не потому, что они «мифически вредные», а потому что будет реально хреново здесь и сейчас — это не нервная орторексия, это самый высокий уровень осознанности и взрослой заботы о себе, который я встречала. И обычно именно его мы и добиваемся у наших подопечных;
·
  • аллергик
·
Если у вас аллергия на какие-то продукты (а иногда она проявляется и серьёзнейшим образом в виде отёка Квинке с обструкцией дыхательных путей), то вы по понятным причинам стараетесь их избегать. Пока вам не кажется, что вас везде преследует огромный арахис, полагаю, тут в отношениях с едой всё ок.
·
  • ипохондрик
·
И схватились за очередной тест, чтобы подтвердить, что больны и несчастны. Но почему-то никто этого не замечает. Вас не любят, не обращают на вас внимания, заставляют работать и брать ответственность за свою жизнь и своё счастье на себя. С этим тоже к психотерапевту, но немного по другой причине.
·
Выводы:
— не проходите опросники сами «для прикола», относитесь к медицинским тестам капельку серьёзнее, в умелых руках — это эффективный инструмент, в неумелых — очередной космополитен;
— проводите опросы и тесты на тренировках только если у вас есть подозрение и вы проверяете свою гипотезу;
— не ставьте диагноз ни себе, ни другим;
— будьте здоровы и счастливы!
·
_____________________
Чтобы лучше разбираться в психологии, причинах поведения клиентов, легче находить общий язык с подопечными и уметь своевременно перенаправить их за помощью к специалисту (психологу, психотерапевту, психоневрологу, клиническому психологу), рекомендую коллегам принять участие в онлайн-курсе «Основы психоанализа для начинающих».
Преподаватель — консультант нашего проекта, психолог-психоаналитик Вероника Кувшинова.
Узнать о курсе подробнее можно здесь

Добавить комментарий